10.10.2022
Продажа имущества должника (банкрота) посредством заключения прямых договоров, без проведения торгов
В случае, если стоимость имущества должника незначительна (стоимость одной единицы имущества менее 100 000 руб. и при этом продаваемое имущество не является недвижимостью, транспортным средством, долей в уставном капитале юридического лица) чаще всего, такое имущество продается по прямым договорам (без проведения классических торгов).
В этом случае организатор такой продажи может существенно сократить свои расходы связанные с реализацией имущества должника, поскольку - нет необходимости оплачивать размещение сообщения о торгах в газете "Коммерсантъ" или оплачивать услуги электронной торговой площадки.
Закон о банкротстве не регламентирует условия продажи имущества должника путем заключения прямых договоров. Так что условия такой продажи определяются в утвержденном судом или собранием кредиторов Положении о продаже имущества должника.
Чаще всего, при таком способе продажи имущества арбитражный управляющий ограничивается размещением сообщения о торгах на сайте ЕФРСБ (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве).
Зачастую такой способ продажи во многом эмитирует торги в форме публичного предложения, когда через определенные промежутки времени происходит снижение минимальной начальной цены приобретения имущества должника.
При этом проведение такой продажи значительно упрощено. Так, участникам нет необходимости использовать электронную подпись, регистрироваться на электронной торговой площадке или оплачивать задаток за участие в торгах.
Претендент, желающий приобрести имущество должника подает заявку (иногда она представляет собой скан-копию заполненного и подписанного претендентом проекта договора купли-продажи такого имущества, прикрепленного к сообщению о продаже и содержащего ценовое предложение данного участника) путем ее направления на адрес электронной почты организатора продажи (или иным способом, указанном в сообщении о продаже).
Безусловно, при таком способе подачи заявок организатор продажи сразу видит ценовое предложение по каждой поданной заявке (в отличие от классических торгов в форме публичного предложения).
Победитель продажи определяется организатором торгов в порядке и сроки, предусмотренные сообщением о продаже (так, организатор продажи может дождаться окончания очередного периода снижения цены и, рассмотрев все поступившие заявки, заключить договор с тем из претендентов, кто предложил наибольшую цену).